Большой проблемой для всех поставщиков коммунальных услуг являются неплатежи потребителей, следствием чего является постоянный рост дебиторской задолженности.

Существующие допустимые механизмы работы с должниками не всегда эффективны. Этот вопрос очень остро стоит практически во всех субъектах естественных монополий в республике, осуществляющих коммунальные услуги.

В ТОО «Рудненский водоканал» тому не исключение. Задолженность потребителей  перед предприятием на конец года составляет более 128 миллионов тенге.

Сергей Конысбаев, начальник РКЦ ТОО «Рудненский водоканал»:

«В связи с ростом задолженности населения перед нашим предприятием регулярно проводятся рейды контролеров «водоканала» на предмет выявления незарегистрированных, но фактически проживающих жильцов. Если в жилье есть водомер, то учет воды происходит согласно данным прибора.  Но если его нет, то начисление производится на основании утверждённых на одного человека норм водопотребления,   в расчете на количество проживающих в квартире жителей.  Не всегда все люди, проживающие в квартире и пользующиеся услугами водоснабжения и водоотведения, зарегистрированы по месту фактического проживания.  Зачастую контролерам РКЦ приходится сталкиваться с арендаторами или «случайными» жильцами, которые якобы не имеют отношения к хозяевам и жилью, в котором находятся.  Также выявляются случаи, когда граждане зарегистрированы в квартире, в которой  имеется  прибор учета (например, у родителей), а фактически проживают без регистрации по другому адресу, где не имеется прибора учета. Таким образом, начисление таким недобросовестным потребителям не производится ни по одному адресу – ни по месту регистрации, ни по месту фактического проживания. Конечно же, при выявлении таких случаев, начисление им производится  на основании актов по месту пользования услугами, в полном объеме.   В данном случае, руководствуемся пунктом 11 раздела 5 Типового договора на предоставление услуг водоснабжения и (или) водоотведения, в соответствии с которым «количество отпущенной воды определяется по показаниям индивидуальных приборов учета, при отсутствии индивидуальных приборов учета — по показаниям общедомового прибора учета с распределением данных в соответствии с количеством фактически проживающих людей, а при их отсутствии — расчетным путем по нормам водопотребления, утвержденным для данного населенного пункта».

Также при адресном обследовании квартир контролерами отдела сбыта выявляются случаи,  когда по тому или иному адресу  проживает  гораздо больше человек, чем указано в договоре, и зачастую это не собственники жилья, имеющие договорные отношения с услугодателем.

С сентября до конца года по всей стране МВД РК провело оперативное мероприятие «Участок» с целью выявления нелегалов и «кочевников» по стране.

Руководство ТОО «Рудненский водоканал» обратилось в УВД города с просьбой оказания содействия в осуществлении рейдов по выявлению  вышеуказанных фактов с привлечением сотрудников миграционной службы и местных участковых инспекторов.

По оценкам республиканских экспертов  недвижимости, в «тени» находится более 80% съемных квартир. С начала 2017 года МВД РК были установлены новые правила регистрации граждан для арендодателей недвижимости и «кочующих» по стране людей.

Бизнес, связанный с арендой квартир, является одним из наиболее прибыльных. Этот «сервис» в нашем городе развит более, чем привлекательно. С легальными арендодателями все понятно. А вот с нелегалами дело обстоит несколько иначе. За отсутствие регистрации-штраф- и  сдающим жилье,  и квартирантам.

Совместная работа принесла плодотворный результат.

В итоге выявления подобных фактов владельцы квартир отказываются от учета обнаруженных изменений, ссылаясь на временность или краткосрочность пребывания «гостей». Такой мониторинг внутренней миграции решает многие вопросы и в коммунальной сфере и в социально-экономической.

По сути, мы все делаем одно дело. В исходе таких совместных рейдов мы «убиваем» трех «зайцев»: выводим из «тени» нелегально сдающиеся квартиры, мониторим процесс внутренней миграции населения и учитываем фактическое проживание жильцов, обязанных оплачивать потребленное водоснабжение и водоотведение.

По своему опыту могу сказать: лучше не доводить до разбирательств, а зарегистрировать жильцов в миграционной полиции и на основании этого перезаключить договор на поставку водоснабжения и водоотведения. Многим это покажется не удобно-но за то надежно.   Наличие индивидуальных  приборов учета по всем видам услуг также поможет снять спорные вопросы, касающиеся начисления  оплаты за коммунальные услуги.

В заключении хочется сказать, что эффективное управление водными ресурсами не возможно без поддержки водопользователей с высоким уровнем гражданской сознательности, которые в свою очередь, должны понимать всю важность вопроса ресурсосбережения баланса нашей страны.»

 

Елена Макаренко,  менеджер по связям с общественностью ТОО «РВ».

print