Тулеген БайбергеновТулеген Байбергенов: Истина где-то рядом… 

 Очень много дебатов в СМИ сейчас идет по поводу ситуации вокруг сброса очищенных стоков из Соколовского накопителя в реку Тобол. Оценка ситуации вокруг Соколовки в СМИ весьма неоднозначная, и порой необъективная. Мне, как ветерану предприятия, проработавшему в «Водоканале» 52 года, человеку с активной гражданской позицией, немало повидавшему на своем веку, небезразлично, каким воздухом будут дышать будущее поколение жителей Казахстана, какую воду будет пить. Не секрет, что от экологической обстановки зависит наше здоровье и здоровье   наших детей и внуков. А теперь давайте разберемся в ситуации, найдем истину – настоящую, а не ту, которую нам преподносит желтая пресса.

   Вопрос первый, технологический. Разберемся в технологии очистки сточных вод.

   Вся сточная вода от бытовых потребителей города Рудного и промышленных предприятий по системе канализационных сетей приходит на очистные сооружения. Здесь они проходят полную механическую и биологическую очистку, и на выходе мы имеем условно — очищенные сточные воды. К слову, в нашем городе -уникальная система   очистки сточных вод, в Костанайской области биологическая очистка имеется только в Житикаре, и то с недавних пор, и в Лисаковске, да еще в нескольких городах Казахстана. Даже в Костанае сточная вода проходит лишь механическую очистку, и в таком виде сбрасывается в окружающую среду.

     Далее, с очистных сооружений по трем коллекторам, два из которых имеют диаметр 600 мм и один -800 мм, вода попадает в Соколовский накопитель, и затем перекачивается в Васильевский испаритель, где происходит процесс естественного испарения.

     Вопрос второй, юридический. Зоны ответственности.

     Система канализационных коллекторов, по которым собираются хоз.-бытовые стоки и транспортируются на очистные сооружения, и непосредственно очистные сооружения – в собственности ТОО «Рудненский водоканал», т.е. выпуска очистных сооружений – граница ответственности «Водоканала». Далее, Соколовский накопитель – бесхозное имущество, расположенный на землях общего пользования. В 90-х годах прошлого века это было сооружение АО «ССГПО», являющимся частью технологического процесса. Коллектор от Соколовского накопителя до Васильевского испарителя протяжённостью 9 км, и насосная станция – находится на балансе ГУ «Рудненский городской отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог» акимата города Рудного. Далее по цепочке — Васильевский испаритель – собственность АО «ССГПО».

     ТОО «Рудненский водоканал» имеет договор с АО «ССГПО» на прием и размещение очищенных сточных вод.схема

   Кстати, для сведения рыболовов-любителей. Рыбу в Васильевке ловить нельзя. Это не рыбохозяйственный водоем, это сооружение, специально предназначенное для размещения стоков. Да, это стоки очищенные, но кроме стоков «Водоканала» туда сливаются дренажные воды с карьера, с ТЭЦ. И поэтому на возмущения рыбаков, что «рыбы там осталось мало», отвечу: ее там быть вообще не должно.

      Вопрос третий, «чрезвычайный». В чем собственно проблема?

      А проблема в том, что ГУ «Рудненский городской отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог» акимата города Рудного, являясь балансодержателем коллектора и насосного оборудования, с момента принятия на баланс сего имущества ничего не делало для поддержания его в работоспособном состоянии – ни текущих, ни тем более капитальных ремонтов. И результат не заставил себя ждать – коллектор пришел в полную непригодность. Ежегодно там фиксируется до 300 порывов. При вскрытии водовода еще в 2006 году было зафиксировано, что толщина стенок трубы – 1,5-2 мм при проектной 8-10 мм. Что там сейчас – представить страшно. Ситуация усугубилась участившимися сбоями в работе насосного оборудования. Чем чревата такая ситуация? При сбое в работе насосов прекращается откачка сточных вод из Соколовского накопителя, в считанные дни он переполнится, и вода обратным током пойдет на очистные сооружения «Водоканала». При затоплении выпусков, произойдет излив уже неочищенных стоков на рельеф местности, и далее- в реку Тобол, как раз таки являющуюся объектом питьевого водоснабжения населенных пунктов Костанайской области, находящихся далее по течению, в том числе и Костаная.

     Предвидя такую ситуация, руководство ТОО «Рудненский водоканал» при первых признаках нависшей угрозы начало бить тревогу. Вполне естественно, в первую очередь обращение было направлено балансодержателю неисправного имущества. А в ответ – тишина. Письма направлялись снова и снова… На некоторые из них были получены ответы, что выделены деньги сначала на ПСД, затем на корректировку ПСД, и т.д. – это что касается перекладки водовода. Эта «песня» про ПСД тянулась несколько лет, за это время были привлечены к уголовной ответственности несколько государственных служащих за нарушения в процедуре закупок, только «воз и ныне там».

     Что касается насоса – и года не прошло, как его купили, и даже установили. И он заработал! И даже проработал… несколько дней. Не недолго длилось счастье – насос, оказывается, государство закупило «б/у», правда, красиво покрашенный. Теперь акимат ведет судебную тяжбу с недобросовестным поставщиком, а тем временем перекачка очищенных стоков производится далеко не надлежащим образом.

     И что же дальше? А дальше произошло то, о чем так долго предупреждал «Водоканал». В начале 2015 года, «вследствие неисправной работы насосного оборудования», произошло переполнение Соколовского накопителя. 22 января этого года была созвана городская межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, к слову сказать, на заседание комиссии представители «Водоканал» приглашены не были. Комиссия решила «во избежание чрезвычайной ситуации произвести аварийный сброс с Соколовского накопителя и открыть сбросовые сифоны в теле плотины». Что это означает? А означает это, что при переполнении накопителя стоки должны быть направлены на рельеф местности. Понять членов чрезвычайной комиссии можно. Здесь стоял выбор: при нерабочем насосе это однозначно случится. Вопрос в том – очищенные или неочищенные стоки пойдут на рельеф местности. Из двух зол они выбрали меньшее, причем в протоколе комиссии указано, что Рудненской СЭС произведены отборы проб на биологический и химический анализ, и условно-очищенная сточная вода соответствует санитарным правилам. Всё понятно что случилось? Казалось бы, да. Предотвращена чрезвычайная ситуация, причем без риска для экологии – «вода соответствует санитарным правилам». Но не всё так. А вот по мнению ГУ «Департамент экологии по Костанайской области», «произведен несанкционированный, технологически необоснованный сброс сточных вод на рельеф местности в овраг, ведущий по направлению к реке Тобол».

   Вопрос четвертый, риторический. Кто виноват?

   Казалось, разобравшись в ситуации, с учетом того, что было описано выше, ответ на извечный русский вопрос ясен как белый день. Даже озвучивать не нужно. Тем более на все изложенные факты имеются юридические подтверждения – и документы, подтверждающие права собственности, и протокола заседания комиссии по ЧС. Однако, не бывает у нас все так просто. У нас еще есть такие поговорки, как «инициатива наказуема» и «за что боролись, на то и напоролись». Департамент экологии за тот самый «несанкционированный сброс» привлек к ответственности….ТОО «Рудненский водоканал»! И предъявил штраф за причинение ущерба окружающей среде. Причем проверка экологов последовала сразу после того, как руководство «Водоканала», после множества безуспешных попыток добиться замены неработающего насоса путем многочисленных обращений в адрес местной исполнительной власти, обратилось в Департамент с просьбой оказать содействие в предотвращении чрезвычайной ситуации, обязать собственника имущества исполнять свои обязанности по содержанию имущества.

     Вот выдержка из отзыва Департамента экологии по гражданскому делу по иску об обжаловании акта: «…считаем, что ТОО «Рудненский водоканал» нарушил требования экологического законодательства при сбросе сточных вод, что явилось причиной попадания данных стоков в реку Тобол». При этом никак не учитывается тот факт, что ТОО   «Рудненский водоканал» сбрасывает стоки в Соколовский накопитель, но никак не из него (кто сбрасывает стоки из Соколовки мы уже разобрались), и на выпусках с очистных сооружений, где заканчивается граница ответственности «Водоканала»,  качество и количество стоков соответствует установленным нормам, о чем имеются заключения компетентных в данных вопросах органов.

       Сам факт сброса в реку Тобол – вообще весьма сомнителен. Расстояние от точки сброса в ландшафт местности до реки Тобол – 7 км. Сброс произошел в январе, в тридцатиградусный мороз. Могла ли вода протечь такое расстояние и не замерзнуть? Вряд ли.

   Департамент же отбирал пробы по побережью реки Тобол. То есть в те пробы попадет и вода из карьера, и подземные воды, и талые, и дождевые воды. При объезде побережья были найдены трупы домашних животных, обнаружен факт слива в Тобол нечистот с птицефабрики – это не делает воду в реке чище. Согласно данным республиканского «Информационного бюллетеня» департамента экологического мониторинга «Казгидромет» о состоянии окружающей среды РК за первое полугодие. Костанайская область, Река Тобол, водохранилище Каратомар значится как водоем «высокого уровня загрязнения». А вот и «крайнего нашли».

     Вопрос пятый, извечный. Что делать?

   Споры и тяжбы идут уже почти год. Начата работа по ремонту трубопровода, но это не результат деятельности балансодержателя — это результат заботы о городе корпорации «ERG», которая по настоятельной просьбе президента АО «ССГПО» выделила по меморандуму 100 млн. тенге. На эти средства заменена наиболее аварийная часть коллектора, но всего лишь часть, то есть это не решение проблемы, это ее откладывание. Новый насос акиматом наконец-то приобретен, правда, еще не запущен в работу.

     Департамент экологии видит решение проблемы во вменении обязанности по содержанию акиматовского коллектора «Водоканалу». Только «Водоканал» не располагает средствами на содержание чужого имущества, ему хватает проблем со своим имуществом, имеющим износ 80-100%, оно давно уже требует модернизации, но обновление производственных активов возможно только в пределах имеющихся средств. А этих «имеющихся средств» катастрофически не хватает – тарифы «Рудненского водоканала» одни из самых низких в Республике. Не говоря уже о том, что ремонтировать чужие основные средства на деньги своих потребителей незаконно.

     Даже если включить затраты по ремонту и содержанию коллектора в тариф – это будет огромный резонанс. Потому что на ремонт коллектора нужны миллиарды, и тариф возрастет в несколько раз, т.е. в итоге всё это ляжет на плечи простых потребителей, нас с вами.

     Затраты по содержанию имущества по закону обязан нести собственник. Предприятия города, в том числе АО «ССГПО», ежегодно перечисляют в бюджет плату на охрану окружающей среды – миллиарды тенге. И часть денег направить на ремонт коллектора – вполне разумно, необходимо лишь понять значимость проблемы и принять меры для завершения ПСД на строительство коллектора, при планировании бюджета на следующий год учесть затраты на ремонт.

     «Водоканал» можно штрафовать бесконечно, только ситуация от этого не решится. В проигрыше в этом случае остаются потребители, так как средства, которые могли быть потрачены на замену изношенных сетей «Водоканала», пойдут на штрафы, причем не за свои нарушения, а за нарушения акимата. Вывод напрашивается сам собой – штрафовать надо тех, кто виновен в создавшейся ситуации и в чьих силах в дальнейшем решить проблему. Но… поставим многозначительное многоточие. Уж очень трудно у нас добиться справедливости. Так уж сложилось у нас: у сильного всегда бессильный виноват.

Тулеген Байбергенов

print