Тулеген БайбергеновВзгляд на проблемы «Водоканала»  ветерана предприятия с 52-летним трудовым стажем  Тулегена Байбергенова

ТОО «Руденский водоканал» ведет свою историю с пятидесятых годов прошлого века. С 1957 по 1964 г. водоснабжение молодого города Рудного осуществлялось из скважин на правом и левом берегу реки Тобол, их производительность была 17 тыс. м3 воды в сутки. В 1964 началось строительство фильтровальной станции, и в 1966 была запущена первая очередь производительностью 50 тыс. м3. Город рос, развивалась промышленность, и 1978 году была запущена третья очередь фильтровальной станции производительностью 80 тыс. м3 в сутки. Обе очереди работают по сей день, осуществляют снабжение питьевой водой города Рудного и близлежащих поселков. Производительность станции – 130 тыс. м3.

Очистные сооружения канализации были построены в 3 очереди – в 1959 году, 1964 и 1994 годах. Производительность очистных сооружений – 84 тыс. м3 стоков в сутки.

Сегодня на балансе предприятия стоит 747 км сетей. Учитывая, что эксплуатация сетей начата с начала шестидесятых годов прошлого века, техническое состояние сетей и всего оборудования было критическим. За более чем пятидесятилетнюю историю существования предприятия не раз менялись собственники. «Водоканал» был и в собственности государства, и в собственности частников, дважды банкротился, но результат хозяйствования был один — деньги в развитие не вкладывались, не приобреталась техника, не проводились в должном объеме капитальные ремонты, а о каких-либо новых технологиях речь вообще не шла. Предприятие работало с миллионными убытками. Вся техника, задействованная на аварийно-восстановительных работах, изношена, отработала уже не по одному нормативному сроку, аналогичная ситуация и с водоводами – ежедневно на сетях возникало до десятка аварий, причем возникали они быстрей, чем ликвидировались.

     Все это происходило не только потому, что меняющиеся владельцы предприятия не вкладывали средства в развитие предприятия, но и потому, что долгое время тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения не покрывали затраты на содержание сетей и специальной техники, на заработную плату работникам, на приобретение всех необходимых энергоресурсов, трубной продукции, запорной арматуры, и других материалов. стоимость которых постоянно росла. В связи с этим, ни о какой модернизации нечего было и помышлять, так как средств на это не было и первейшей задачей было выжить, сохранить предприятие и как-то «залатать» дыры в бюджете предприятия. Мог наступить момент, когда работать было бы не на чем и не с кем, так как из-за низкой зарплаты уходили специалисты, а имеющаяся техника больше простаивала на ремонте, чем работала.

   Чтобы выйти из кризиса, администрация ТОО «Рудненский водоканал» поставила перед собой задачу вывод предприятия на новый уровень развития и в 2010 году впервые была разработана инвестиционная программа на 2011-2012 годы и защищен предельный уровень тарифов на период действия инвестпрограммы. Получив положительный результат, предприятие утвердило новую инвестиционную программу, уже на 3 года – 2013-2015 годы и новый предельный уровень тарифов на этот же среднесрочный период. Смысл предельного уровня тарифов заключается в том, что тариф утверждается один сразу на три года, и предприятие уверено в завтрашнем дне, знает, какими средствами оно будет располагать завтра, и может планировать свои инвестиции.

     В Костанайской области ТОО «Рудненский водоканал» стало первым предприятием, которому был утвержден предельный уровень тарифов. Как показала практика, это дало «второе дыхание» предприятию, сдвинуло с мертвой точки вопросы ремонтов, уровня изношенности сетей.

     Уже с 2011 года экономическая ситуация изменилась к лучшему. Впервые за последние годы предприятие сработало с прибылью, в полном объеме были освоены средства, выделенные на капитальные ремонты, в полном объеме реализована утвержденная инвестиционная программа. Объем капитальных вложений за 2011-2014 годы составил 1,1 млрд. тенге, из которых 600 млн. тенге направлены на ремонт магистральных водоводов, и 500 млн. тенге – на развитие производства, модернизацию насосного оборудования, приобретение спецтехники, технологического оборудования. Отремонтировано 50 км водопроводных и канализационных сетей, приобретено 32 единицы специальной техники.

     Одним из направлений инвестиций, направленных на улучшение производственного процесса, является переход на полиэтиленовые трубы. Результатом явилось снижение трудоемкости ремонтных работ, а также их удешевление. В связи с этим, на средства, предусмотренные статьей «Капитальный ремонт», в настоящее время мы имеем возможность отремонтировать в 1,5-2 раза больше водоводов, чем ранее, при использовании стальных труб. Кроме того, значительно повышается срок службы водоводов, снижается аварийность, следствием чего является снижение затрат на текущий ремонт. Результатом проделанной работы является снижение количества аварий, и как следствие- технических потерь. Конечно, о значительном снижении технических потерь говорить еще рано, еще не произведена замена такой протяженности водоводов, которая оказала бы значительное влияние на уровень потерь. Эта работа еще предстоит.

     Одним из важнейших мероприятий инвестпрограммы является замена морально и физически устаревшего насосного оборудования. Насосы, установленные на водозаборе еще в советское время, рассчитаны на проектную мощность фильтровальной станции, и на современном этапе, когда фактическая нагрузка составляет менее 50%, насосы работают неэффективно, неэкономно расходуя электроэнергию. Поэтому в 2013 году 6 энергоемких насосов заменено на современные экономичные насосы «Грюндфос», после чего был получен значительный экономический эффект, а полученная экономия была использована как дополнительный источник капитальных вложений.

     Когда мы говорим о капитальных ремонтах сетей с заменой особенно изношенных участков их, о приобретении техники и оборудования, то имеем ввиду в первую очередь обеспечение потребителей качественной питьевой водой. В связи с этим, одним из важнейших мероприятий, на которые были направлены средства-это приобретение фильтрующего материала из антрацитов «Аквалат» для загрузки фильтров фильтровальной станции, что привело к улучшению не только качества питьевой воды, но и к снижению расхода химических реагентов, задействованных при очистке воды. Эта работа продолжается. и методы очистки воды совершенствуются. Очевидно все потребители заметили, что в период цветения воды в водохранилище   в последние годы питьевая вода не имеет неприятного запаха и вкуса, как это было раньше. Таким образом, идет планомерная работа по улучшению качества питьевой воды, подаваемой потребителям.

     Подводя итоги последних четырех лет, можно отметить положительные изменения. Исправилась финансовая ситуация, начиная с 2011 года предприятие работает с прибылью, значительно увеличена заработная плата работникам, и планируется дальнейшее ее увеличение, с целью привлечения квалифицированных специалистов.

     Несмотря на то, что в настоящее время тарифы ТОО «Рудненский водоканал» на услуги водоснабжения и водоотведения одни из самых низких в республике, ведется работа по масштабной модернизации основных средств, планируется замена значительной части магистральных сетей города. ТОО «Рудненский водоканал» — одно из немногих водоканалов Республики Казахстан, работающих с прибылью и эффективно, капитальные вложения приносят значительный экономический эффект, постоянно улучшается качество обслуживания потребителей. При этом, хотелось бы обратить внимание на тот факт, что модернизация производится не за счет бесконечного повышения тарифов, а за счет изыскания внутренних резервов снижения себестоимости продукции, применения новых технологий.

     Казалось бы, все хорошо, объем ремонтов в разы увеличился по сравнению с прошлыми годами, но есть у предприятия и трудности. Ведь если принять во внимание, что протяженность сетей 747 км, уровень износа 85%, то становится очевидно, что перекладка нескольких километров коммуникаций – капля в море и предстоит еще очень большая работа по приведению их в нормальное рабочее состояние.

     Но предприятие не останавливается на достигнутом, администрация ТОО «Рудненский водоканал» ставит все более высокие цели. В настоящее время формируется новая инвестиционная программа на пятилетний период 2016-2020 годов, на общую сумму 5 млрд. тенге. Среди мероприятий – модернизация фильтровальной станции: замена насосного оборудования первого, второго водоподъемов, подводящих коммуникаций, совершенствование системы очистки воды. Планируется произвести переоборудование и модернизацию хлордозаторных водоочистных сооружений хлораторами нового поколения с автоматизацией процесса обеззараживания на всех стадиях, модернизация конструкции камер хлопьеобразования десяти горизонтальных отстойников со слоем взвешенного осадка с применением тонкослойных самопромывающихся модулей нового поколения. Система очистки воды в городе Рудном выйдет на качественно новый уровень.

     Кроме того, ежегодно планируется ежегодная замена 20-25 км магистральных сетей водоснабжения и водоотведения, наиболее проблемных водоводов, что значительно повысит надежность водоснабжения в городе. Модернизация канализационных очистных сооружений – реконструкций вторичных радиальных отстойников, замена насосного оборудования на очистных сооружениях, монтаж автоматических канализационных насосных станций- позволит повысить надежность водоотведения, экологическую безопасность региона.

     Хотелось бы обратить внимание жителей на то, что значительный ущерб наносится предприятию лицами, которые постоянно занимаются хищением крышек люков, демонтажем и хищением поливочного водовода, хищением запорной арматуры. Эти люди не думают о том, что своими действиями они наносят не только материальный вред ТОО «Рудненский водоканал», но и наносят вред потребителям, которые могут остаться без питьевой и поливной воды, а также создают угрозу жизни и здоровью прохожих, в том числе и детей. По каждому случаю хищения предприятие обращается в УВД с соответствующими заявлениями, однако хищение крышек люков и другого имущества обнаруживается практически ежедневно. Крышки люков восстанавливаются, поливочный водовод ремонтируется, и это сопровождается дополнительными затратами, которые никакой тарифной сметой предусмотреть нельзя.

   В заключении хочу дать разъяснение по вопросам, часто возникающим у потребителей.

     Первый вопрос – это восстановление благоустройства, асфальтирование мест перекопов. Многие жители высказывают недовольство по этому поводу. Но здесь необходимо отметить два момента. Во-первых, асфальтирование дорог и тротуаров производится только в летнее время, когда изготавливается асфальт, и восстановление асфальтового покрытия в местах перекопов, которые были сделаны в зимнее время, в короткий срок произвести невозможно, необходимо ждать летний сезон. Во-вторых, в максимально кратчайший срок восстанавливать благоустройство невозможно по той причине, что есть технологические регламенты: грунт на месте устранения аварии должен осесть, после чего производится подсыпка, если это необходимо, и только после восстанавливается благоустройство. Оперативность в данном вопросе – бессмысленная трата средств, и немалых. Если поторопиться, не выждать осадку грунта, асфальт через короткое время «провалится».

     Второй вопрос – негативное отношение жителей к тем самым «чёпикам», это предмет постоянного скептического отношения потребителей. А ведь это одна из технологий ликвидации аварии на сетях, и здесь нет ничего страшного. Ведь чтобы ликвидировать аварию, бывает, необходимо отключить целый микрорайон от водоснабжения. И чтобы лишний раз не отключать водоводы, применяется такая технология. «Чёп» не просто забивается, он обваривается, таким образом, производится заварка свища без отключения водовода, ремонт производится в кратчайшие сроки и без создания неудобства для потребителей. А к отключению водоводов необходимо подходить с максимальной осторожностью, т.к. в результате любого отключения в трубопроводе создается гидравлический удар, вследствие чего сразу же возникает 4-5 аварий.

     К сожалению, все видят только недостатки в работе, и не замечают положительных моментов: тех самых перекопов стало намного меньше, чем еще три года назад, аварии устраняются быстрее, практически за один день, раньше на это уходило несколько дней, в зависимости от сложности аварии. Самих аварий стало намного меньше. Жилые дома отключаются от водоснабжения только в крайних случаях, и на короткий срок и только тогда, когда без отключения дома невозможно устранить аварию. Заменены практически все нерабочие задвижки, и при необходимости отключения без воды остается минимум потребителей. Даже при очень серьезных авариях на магистральных водоводах, город никогда не остаётся без воды.

     Сегодня ТОО «Рудненский водоканал» с надеждой смотрит в будущее, намерено и дальше преодолевать трудности. И я, как ветеран «водоканала»,   проработавший здесь всю жизнь, уверен: предприятие и город, на благо которого оно работает и выполняет важную задачу по обеспечению жителей города питьевой водой, будут процветать.

Начальник смены ТОО «Рудненский водоканал»,

ветеран предприятия с 52-летним стажем                                                                       Т. Байбергенов

print