В рейтинге самых востребованных профессий их не найти. Но стоит лишь на час остаться без воды или канализации, и мы ждем их, как самых желанных людей.

День ли, ночь ли, легкая утренняя свежесть или дубовый мороз — порыв на водопроводной трассе не спрашивает. Тут как в пожарной части или на границе — руки в ноги и бегом. Грубая брезентовая роба, негнущиеся безразмерные рукавицы, под ногами месиво, в лицо бьет жесткая струя воды — горячей или холодной, зависит от трубы. Это обычное рабочее место полтысячи работников «Рудненского горводоканала». Конечно же, не всегда так экстремально, есть еще плановые замены на трубопроводах, прокладывание новых, профилактика старых. Безусловно, вспомогательная техника есть, но ручного труда она не заменит. Это когда надо перенести тяжелый гофрированный шланг или пару часов стоять в трехметровой сырой и тесной траншее со сварочным резаком.

«Водоканал» — самодостаточное предприятие, ежегодно вкладывающее в ремонт сетей, приобретение материалов и оборудования десятки миллионов тенге. Ставим вопрос ребром: уж не заоблачными ли тарифами выдавливает он из потребителей эти денежки? Отвечает руководитель предприятия Анатолий Зуев:

— Тарифы легко проверяются в сравнении: возьмите свои и сравните с рудненскими. Наши меньше. Но не они определяют экономическую жизнедеятельность предприятия. Копайте глубже и шире.

В экономическом отделе предприятия картина вырисовывается занятная. Ничего не изобретая, «мозговая» команда «Водоканала» три года назад начала скрести у себя по сусекам, выискивая две вещи: на чем теряем и что можно сэкономить? Ответ на первый вопрос кого угодно приведет в тяжелое уныние — на электроэнергии. Ведь она у нас на всех одна. Провода, электростанции… А если поискать?

«Водоканал» нашел, благо что на рынке поставщиков тоже есть конкуренция. Вместо Рудненской энергокомпании, которой ежегодно платили до 600 млн тенге, выбрали другую, уменьшив платежи вдвое. Деньги, что появились в результате экономии, направили на обновление парка спецтехники, заменив старье на 50 процентов новыми тракторами, кранами, автоцистернами. Так что брешь, в виде ремонта, была закрыта, а высвободившиеся деньги… Правильно, их тоже направили в нужное русло.

«Водоконал» методично, в течение трех лет, заменяет 50 км водных магистралей новыми трубами, причем разыскивает, привозит и укладывает их без посредников. Он покупает дорогие насосы западноевропейского производства, логично полагая, что сэкономит на их качестве и безукоризненной работе. Он меняет на водозаборах кварцевый песок в фильтрах на антрацитовые закладки, которые гарантируют большую степень очистки воды.

Я понимаю, что читать обо всех этих технико-экономических зачистках для людей несведущих — не самое увлекательное дело. И тем не менее. Ведь речь идет о тех условиях, в которых нам жить. Любое предприятие — это же ведь не только набор инженерных конструкций, но и «градообразующий» фактор, обеспечивающий работой, зарплатой и прочими социальными связями сотни людей. И если это у него получается, почему бы другим не учиться жить по законам продуманных, перспективных технико-экономических обоснований?

То, что повсеместно кризис- это не ново и, хуже того, надолго. Что же, теперь лапки дружно сложить? «Водоканал» тоже потерял на кризисе 100 млн тенге. Его это остановило? Ничуть: он не сократил ни одного работника, наоборот, увеличил их количество с 615 до 665, а с первого января текущего года повысил всем зарплату на 12 процентов. Деятельность предприятия расписана по графику до 2020 года, инвестиционная программа на 2016 год прозрачна, убедительна и реалистична.

Цифры цифрами, но лично меня больше всего тронул вот какой момент. На предприятии выросли целые рабочие династии. Это вроде как бы и не удивительно: крошка сын однажды спросил отца, куда пойти работать, а отец, само собой, плохого не посоветует. Так вот, изрядно повзрослевшие отцы, многие из которых на пенсии, продолжают оставаться в рядах «Водоканала». Самому старшему — поразительно! — 77 лет. И борозды… то бишь траншеи, говорят, не портит.

Анатолий Ермолович  info@kstnews.kz 53-07-07

print